Все мамочки знают, как бывает трудно заставить ребенка убрать за собой игрушки. Под ногами валяются машинки, детальки от конструктора, кубики, детские вещи. Как же хочется быстро все убрать самой! Не спешите. Ведь 2-х и 3-х летние малыши уже вполне готовы приобщаться к уборке. Чем раньше вы начнете воспитывать полезные привычки у ребенка, тем легче вам будет потом.
В этом возрасте уже вполне можно приучать ребенка убирать свои игрушки. При этом вы можете не только учить малыша аккуратности и порядку, но и развивать в нем пространственное мышление и способность к систематизации. Так, разбросанные в беспорядке на полу игрушки, нужно не просто свалить в кучу в одном углу. Предложите малышу убрать сначала большие игрушки: мишек, кукол, большие машины. Потом соберите и поставьте на полочку разбросанные книжки. Небольшие кубики и конструктор можно сложить в отдельную коробку. Обязательно обратите внимание ребенка на то, как свободно, просторно и чисто стало в комнате после уборки.
Вы сами замечаете, что как только вы приступаете к уборке, ваш 2-х летний малыш всегда прибегает вам на помощь. Ни в коем случае не гоните его и не говорите, что он вам мешает и путается под ногами. Дайте тряпку для вытирания пыли, губку, пылесос. Ведь 2-х летние малыши уже начинают во всем копировать взрослых. Не забудьте похвалить за помощь, рассказать, какой он молодец и умница.
Детки постарше вполне могут убирать за собой игрушки без помощи родителей. Но, если ребенок ленится и отказывается наводить порядок, не угрожайте ему, что все выбросите. Просто расскажите, что когда-нибудь его игрушки очень обидятся на него за то, что он их не любит и не ухаживает за ними, и однажды ночью уйдут. Прочитайте своему ребенку «Федорино горе» – в 4-5-летнем возрасте дети очень впечатлительны. Потом, конечно, игрушкам станет жалко своего хозяина и они вернутся с условием, что о них будут заботиться. Обязательно помните, что нельзя ребенка отвлекать в самый разгар игры. Если вам необходимо куда-то пойти или ребенку пора кушать, предупредите его о ваших намерениях заранее, за 10-20 минут и согласитесь немного подождать, чтобы малыш не расстраивался и не нервничал.
И самое главное, проявляйте терпение. Ведь у ребенка не может все сразу получится правильно и хорошо. Не ругайте его, а лучше покажите еще раз, как это надо сделать правильно. Не отталкивайте малыша со словами: «Все, хватит, уйди! Я все сделаю сама!».Не хватайтесь сразу переделывать работу ребенка, сетуя на его неумелость. Поддержите и похвалите его, а, если что-то не получается, то успокойте и скажите, что поначалу и у вас не все сразу получалось, но вы научились и он тоже обязательно научится.